Психология ошибок

Склонность к подтверждению своей точки зрения (англ. confirmation bias) — тенденция человека искать, интерпретировать или отдавать предпочтение информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой[Комм. 1][1].

Рассматриваемое явление является разновидностью когнитивного искажения и систематической ошибки индуктивного мышления. Данное искажение наблюдается, когда люди собирают или запоминают информацию селективным образом либо когда интерпретируют её предвзято. Эффект проявляется сильнее в отношении эмоционально значимых вопросов и глубоко укоренившихся убеждений. Люди также склонны интерпретировать неоднозначные свидетельства таким образом, чтобы поддерживалась их точка зрения.

Предвзятым поиском, толкованием и запоминанием объясняются такие эффекты, как эффект поляризации взглядов (англ. attitude polarization, когда разногласия становятся ещё сильнее, несмотря на то, что сторонам были представлены одни и те же свидетельства), эффект стойкости убеждения(англ. belief perseverance, когда мнение сохраняется даже тогда, когда поддерживающие его свидетельства были опровергнуты), эффект первичности(англ. primacy effect, склонность отдавать предпочтение информации, полученной в первый раз), ложная корреляция (англ. illusory correlation, склонность видеть взаимосвязь между двумя явлениями или ситуациями там, где её нет).
Склонность к подтверждению влияет на излишнюю самоуверенность человека в собственных суждениях и может поддерживать и усиливать убеждения при получении доказательств обратного. Эти когнитивные искажения находят отражение в плохих решениях, принимаемых в политическом и организационном контекстах.

Для финансов

Вследствие склонности к подтверждению инвесторы могут действовать с чрезмерной уверенностью, игнорируя какие-либо сигналы о том, что их стратегии приведут к потере денег. В исследованиях по политическим (избирательным) рынкам акций (то есть рынкам, привязанным к результатам выборов) инвесторы получали больше прибыли, если они не подвергались предупреждению. Например, участники, реагировавшие на выступление кандидата на должность нейтрально, а не как горячие сторонники, имели большую вероятность получить прибыль. Для нейтрализации влияния, подтверждающего предубеждения, инвесторы могут попытаться временно стать на противоположную точку зрения. В одной из техник они должны представить, что их инвестиции полностью провалились, и объяснить себе, почему так может произойти.

About VladimirR

Добавить комментарий